fbpx

Нове українське кіно

Незалежний проект про сучасне українське кіно

Андрей Лисецкий, режиссер: «Земля Ивана» – это история о чрезвычайно счастливом человеке

63

Режиссер и оператор фильма «Земля Ивана» Андрей Лисецкий об авторском подходе к съемкам фильма, про работу с художником Иваном Приходьком и футуристическую историю, над которой работает сейчас.

26 сентября в Харьковской филармонии состоялось торжественное открытие 5-ого Международного кинофестиваля Восточной Украины Kharkiv MeetDocs. Одним из участников Национального конкурса является дебютный документальный фильм «Земля Ивана» режиссера, сценариста и оператора Андрея Лисецкого. Онлайн-показ кинофильма «Земля Ивана» будет доступный лишь один день 27 сентября с 08:00 до 23:59 на сайте Kharkiv MeetDocs, бесплатно при условии регистрации. 

По случаю события портал «Новое украинское кино» расспросил Андрея Лисецкого о главном герое Иване Приходьке — одном из последних народных художников Украины, об особенностях фильма и его новой режиссерской работе. 

Андрей, вы долгое время занимались операторским делом. Фильм «Земля Ивана» – ваша первая режиссерская работа в документальном кино. Сложно было менять амплуа? Как вы к этому пришли?

– Съемки для меня это всегда невероятное путешествие, даже если географически перемещаться никуда не нужно. А что главное в путешествии – друзья с которыми вместе преодолеваешь препятствия. Поэтому с хорошей командой можно идти на смелые эксперименты. И в этом фильме мы решили это попробовать. Для определенных камеральных историй такое сочетание является естественным. Например, с целью создания определенной атмосферы рядом с героем.

Безусловно нагрузка и ответственность гораздо больше. Если очень примитивно, то режиссер это “что делать”, а оператор это “каким образом это делать”. Поэтому важно не потерять баланс между содержанием и формой. И в любом случае, кино – коллективное художественное произведение. Синергия всех участников процесса.

Фото: https://detector.media/

– Как возникла идея сделать кинокартину о представителе полесской народной живописи Иване Приходьке? Почему именно о нем?

– Счастливый случай)) Во время скаутинга локаций увидел странный двор, дом что казалось не изменился с 19 века. А на фоне, время от времени взлетали современные самолеты, потому что это за пару километров от взлетной полосы аэропорта Борисполь. Для меня это были интересные фактуры. Так я и познакомился с Иваном Приходьком. Несколько раз приезжал к нему в гости. Снимал для себя. Так постепенно начал набираться материал для фильма.

Кадр из фильма «Земля Ивана»

– Вы также выступили автором сценария фильма. Какая главная тема фильма и чем может быть интересен зрителю?

– Главная тема фильма – история о чрезвычайно счастливом человеке. А такой опыт, думаю, будет интересен каждому из нас.

– Фильм «Земля Ивана» в этом году получил главный приз Национального конкурса  Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. Как считаете, почему судьи выбрали именно вашу работу?

– Любой конкурс или фестиваль это достаточно субъективная оценка жюри. В этом году фестиваль состоялся онлайн, и у меня, к сожалению, не было возможности пообщаться на эту тему.

– Как оператору, удалось ли вам реализовать через ленту какие-то творческие замыслы? Что именно?

– Как оператор, к каждому фильму, я ищу определенное уникальное визуальное решение, соответствующее теме, драматургии замысла. Поэтому, “Земля Ивана” не исключение. Например, и в быту, тесно связанном с цикличностью года, и в творчестве, и в верованиях солнце является важным элементом, для господина Ивана. Поэтому солнце стало и одним из визуальных-драматургических мотивов нашего фильма.

– Съемки длились около трех лет и завершились в 2019 году. Весь ли отснятый материал вошел в финальную версию фильма? Чем отличаются начальные идеи от результата?

– Действительно до финальной версии фильма не вошло несколько интересных эпизодов и даже сюжетных линий, что нам удалось заснять. Но это обычное дело, экранный произведение имеет свою логику построения и ритма, и от многих вещей приходится отказываться.

– В апреле «Земля Ивана» представляла Украину в конкурсной программе HotDocs в Торонто, а двумя годами ранее ленту было отобрано для участия в индустриальной секции Docs in Progress 54-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Как много людей за границей посмотрели ее? Как фильм воспринял зарубежный зритель, о чем вы слышали в отзывах?

– В этом году HotDocs в Торонто, также проходил онлайн, поэтому, к сожалению, не было показа со зрителями в зале и классическим обсуждением после просмотра. Я получил несколько десятков мейлов от других участников фестиваля с очень теплыми словами по поводу фильма. В Карловых Варах мы показывали 2 минутный трейлер для поиска возможных дистрибьюторов. И я был удивлен, после просмотра, когда увидел длинный список компаний, записавшихся на встречу с нами, относительно возможного сотрудничества.

– Главный герой фильма говорит: “Надо жить так, чтобы картины на нас смотрели, нами любовались”. Что вам лично принесло знакомство с Иваном Приходьком?

– Даже за пару часов общения господин Иван поражает своей философией и бытом. Он невероятно свободный и счастливый человек. Это, безусловно, вызывает восхищение.

Он в гармонии с природой, благодаря творчеству в гармонии с собой. Все, что ему нужно дает земля. Он не зависит от нашего «социального» мира. Так, временем в пути со съемок, в машине от кого-то из группы звучало – «Ну нафиг, нашу жизненную суету! Может начать жить как господин Иван !!? ». 🙂

Земля Івана

– Как господин Иван воспринял идею создания кино о нем? Как проходило взаимодействие во время съемочного процесса?

– Мы начали снимать еще до того как возникла идея делать фильм. Поэтому на самом деле, не было такого момента – начало съемок. Мы просто продолжали встречаться и общаться. Нам было интересно вместе.

– Возможно приучить зрителя идти в кинотеатр на документальное кино или это искусство только для узкоспециализированных фестивалей и для архива истории? 

– Документальное кино приобретает популярность в широком прокате. Об этом свидетельствуют данные европейских дистрибьюторов. Поэтому я думаю, этот процесс будет набирать обороты.

– Какую роль, как вы думаете, играет документальное кино в отечественной киновселенной?

– В Украине есть прекрасные режиссеры и операторы документалисты. Я с восторгом слежу за работой своих коллег. Многие украинские документальные ленты отмечены на выдающихся мировых кинофестивалях. Поэтому, если поддержка документалистики со стороны Держкино не исчезнет в дальнейшем, надеюсь что это превратится в мощное явление,  ярко представит Украину в мире.

– Сейчас вы работаете вместе с кинокомпанией “MaGiKa Film” над своим вторым документальным фильмом «Блаженный» – о художнике, музыканте и изобретателе Борисе Блаженном. Какая идея этого фильма?

– Это будет футуристическая история о вызовах нашего времени. Социальные сети, самоизоляция, как все это меняет нашу реальность.

Блаженний

– Когда старуют съемки и когда планируете показать фильм первым зрителям?

– Надеемся сделать фильм до 2023 года.

– Планируете в дальнейшем работать над документальным кино о художниках? Какие в целом имеете дальнейшие планы?

– Да, конечно, планирую и дальше работать в документальном кино. Искать истории и погружаться в интересные мне темы.

– Станет ли режиссура вашей главной профессией, или продолжите заниматься операторской деятельностью? Что из этого для вас заработок, а что – призвание?

– Я оператор и буду продолжать работать как оператор. Это мое любимое дело.

– Есть проект мечты, который хотели бы когда-то реализовать?

– Проект мечты – это именно тот, над которым работаю сейчас. Иначе не умею.

– Что смотрели из последнего украинского кино? Какие ленты понравились, а какие (если откровенно) – не очень?

– Стараюсь смотреть почти все украинские документальные ленты. Многие фильмы из этого списка мне нравятся. Конечно, это субъективная категория. Но, наиболее, меня поражает, что общий уровень киноязыка за последние годы значительно вырос. Не могу вспомнить откровенно слабых работ.

_____________

Напомним, посмотреть фильм «Земля Ивана» Андрея Лисецкого оффлайн можно будет также в программе полнометражных документальных фильмов фестиваля «КІНОКО». Показ ленты состоится 1 октября в киевском Доме Кино.

Читайте также

11 украинских фильмов, которые покажут в программе юбилейного Kharkiv MeetDocs