fbpx

Нове українське кіно

Незалежний проект про сучасне українське кіно

східняк

Однажды на востоке: рецензия на фильм «Схидняк»

139

Рецензия на «Схидняк»: комедийное бадди-муви с опасным Донбассом и Богданом Бенюком в главных ролях. Чем фильм может заинтересовать зрителей, а чем – нет, и стоит ли на него сходить в кино.

Мало ли какие фильмы в украинском полном метре получаются с такой завидной регулярностью, как про Донбасс. Причина очевидна – реакция кинотворцов на вызовы времени. Главное преимущество этих фильмов не всегда в качестве, зато в актуальности и разнообразии жанров. Только в этом году вышла сатира о «котиках» Тихого, а уже осенью на зрителя ждут пост-военная притча «Атлантида» Васяновича и брутальная драма «Плохие дороги» Ворожбит.

Со «Схидняком» история другая – это роуд-муви, в котором как то принято сюжет сосредоточен вокруг путешествия. Режиссер и сценарист Андрей Иванюк рассказывает историю одного дня бойцов, которые за день должны выполнить грандиозную в своей обыденности миссию, реальная цель которой – показать современный Донбасс с точки зрения рядовых бойцов и их саморефлексию, не привычную для тех, кто привык черпать информацию из новостей.

Уже с третьей минуты герой Богдана Бенюка по фамилии Борода ходит и раздает всем дзюскину мать. Как коренной местный, он мужчина бывалый, еще и немного экспрессивный, поэтому насыпает и своим, и чужим на протяжении всего хронометража. Между диалогами с идейным товарищем, который выступает здесь своеобразным антиподом убежденного реалиста с Донбасса, и под саундтрек групп «Пирятин» и «Кому Вниз», авторы проводят зрителя большим депрессивным регионом.

Восточник

Изображают Донбасс через мелкие хлопоты, навязанные войной с РФ, меланхолические пейзажи и разнообразие местного контингента. И если руины некогда богатого края на мгновение таки становятся прекрасными – местные беляши делают свое дело даже со зрителем, – то местный контингент наоборот не имеет ничего светлого и даже российско-террористические войска оттеняет на арьерсцену. Здесь и раньше было опасно, – говорят герои и едут дальше, чтобы показать больше, глубже того, что здесь и сейчас.

Оператор жадно хватает заброшенные остатки заводов и пригородов. Камера переходит из длинных планов природы края в пространство маленького насупленного городка. Сепары жмутся, но, в отличие от их изображения в тех же «Киборгах» Сейтаблаева, остаются безмолвными статистами. С ними и так все понятно. Но из-за этого несколько сцен, близких к «тарантиновскому» обострению ситуации, решаются быстро, даже несколько впопыхах.

Главное оружие здесь – диалоги из уст путешествующих. Герои спорят и по трижды останавливают авто, чтобы выразить свою позицию, мнение, возмущение. Ругань мгновенно становится русскоязычной, хотя так ничем диалоги и не обогащает, разве что выступает очередной лакмусовой бумажкой для местного колорита.

схидняк

Разбитые дороги обходятся, случайные встречи сменяются другими, «Режиссер» в исполнении Анатолия Максимюка мрачно хмурится и клянется снять о напарнике фильм, а Бенюк играет на несколько «дзиґ» вперед, не оставляя вообще никому пространства для полноценного перформанса. Все-таки совместить благородство и мат, рассказывая на чем Донбасс сейчас стоит – задача еще та хитроумная. А тут еще вечер приближается и с ним предвкушение боя.

Зарисовка Донбасса в 2020 году получилась непростой. С одной стороны «Схидняк» не впадает в пафос, иллюзии или фарс, с другой – старается сказать больше, чем позволяет время. Например, что мир не возможен, а единственный путь деэскалации – это победа над врагом. Ведь любой мир так и останется винтиком гибридной войны, скорого окончания которой можно не ждать.

Несмотря на всю свою показательную грубость, шутки и непризнание каких – либо авторитетов, фильм «Схидняк» – это сентиментальное кино военного времени, но без напускной мелодраматичности. Каждый его герой – не символ, а скорее романтик в жестком мире, которого не выпускать автомата из рук вынуждают обстоятельства. Как докладчики, они не вдаются в абстрактные материи между реализмом и мифом, где-то ошибаются или впадают в эмоции, а где-то, наоборот, уж слишком рубят правду-матку. Пусть не самыми ровными диалогами. Пусть оставляя больше вопросов. Зато напоминая еще раз, что несмотря ни на что, Донбасс – это Украина.

Поэтому причин посмотреть фильм «Схидняк» по меньшей мере две – сходить на серьезный разговор о жизни на линии фронта и посмотреть на бенефис известного украинского актера, который вполне может стать изюминкой в кинокарьере Богдана Бенюка. А больше причин может и не надо. До встречи в кино!

Автор: Николай Маранчак

Читайте также

“Последний герой боевика”: рецензия на фильм “Наследие лжи” со Скоттом Эдкинсом