fbpx

Нове українське кіно

Незалежний проект про сучасне українське кіно

Полина Герман.jpg

Основательница Up Ua Studio, продюсерка Полина Герман: планируем повторить «Киновернисажи под открытым небом» в 2021 года

256

Полина Герман работает в украинской индустрии кино с 2012 года. За это время попробовала себя в дистрибьюции, продвижении фильмов, организации социальных проектов в поддержку Олега Сенцова, а в 2016 году создала собственную компанию Up Ua Studio, в которой занимается кинопроизводством и по сей день.

В разгар весеннего карантина продюсерка не стала дожидаться лучших времен и создала уникальный проект «Киновернисаж под открытым небом», за время проведения которого более 20 000 украинцев смогли бесплатно посмотреть 96 украинских фильмов под открытым небом. В интервью порталу «Нове українське кіно» Полина Герман рассказала о проекте и его будущем, поделилась деталями создания новых картин, а также объяснила, благодаря чему фильм становится успешным, почему в Украине все плохо с окупаемостью кино и каково это быть украинским кинопродюсером.

— Проект «Киновернисаж под открытым небом» многим доказал, что в Украине кино есть и его много разного. Как пришла идея проекта?

— Идея пришла благодаря карантину. В начале июня кинотеатры были все еще закрыты, и мы решили, что кинопоказы под открытым небом станут хорошим решением в сложившейся ситуации. Формат «Киновернисажей» позволял соблюдать дистанцию, и при этом проводить массовое мероприятие.

— Какая у проекта цель?

— Промоция украинского кино. Очень часто о нем ничего не знают, потому мы выбрали парк Шевченка – центральную локацию, где люди гуляют, отдыхают и смогут бесплатно знакомиться с современным отечественным кино. Еще одной целью была промоция актеров: если привить к ним любовь, украинские фильмы смогут собирать больше денег в прокате.

— Как долго он создавался? Кто помогал?

— Куратором проекта была Людмила Горделадзе. Вначале мы пошли в КМДА и об этой идее узнала Диана Попова (Д.О. – директор Департамента культуры КМДА – ред.). Она подсказала с кем разговаривать, чтобы получить разрешение для массовых мероприятий в парке. Затем обратились в Держкино по поводу финансирования, и они его дали. Проект смог состояться благодаря Держкино. Мы реализовали проект меньше, чем за месяц.

— Как удалось собрать такое количество лент вокруг одного проекта? Это ведь переговоры с их производителями…

— На самом деле 47 полнометражных и 49 короткометражных фильмов – далеко не все, что мы могли бы показать. Но у нас было всего 53 вечера – с 25 июля по 15 сентября. Надеемся в следующем году, если все будет хорошо, повторить «Киновернисажи под открытым небом». Возможно, начнем с середины мая, чтобы успеть показать больше.

По теме: «Киновернисаж под открытым небом»: 96 фильмов за 53 дня и 20 000 зрителей (итоги)

— Кто стал зрителем этих показов?

— Каждый фильм собирал абсолютно разную целевую аудиторию. На короткометражки чаще приходили студенты, заинтересованные в кинопроизводстве, как в профессии. На полнометражные, к примеру «Dzidzio», «Сумасшедшая свадьба», собирались семьи с детьми, которые хотели культурно провести вечер, посмеяться, отдохнуть. Документальное кино собирало заинтересованных в теме людей, будь то АТО или другая социально важная тема. Или, например, когда свое кино показывал Олег Сенцов, то приходили конкретно на Сенцова.

— На зимний период что-то подобное не планируете?

— Некоторые идеи у нас есть. Но это будет несколько другой формат, и будем отталкиваться от условий осеннего карантина.

— Ваш будущий проект – фильм «Между нами». Это будет действительно психологический триллер, как заявлено, или еще одна социальная драма о женских судьбах?

— Сейчас рано еще загадывать: съемки недавно закончились, идет стадия постпродакшна. Но я, как продюсер, надеюсь на то, что получится психологический триллер. Во всяком случае мы снимаем и монтируем его по всем канонам жанра. С операторской точки зрения использовали приемы, связанные с Dolly (терминология операторского оборудования – ред.), с режиссерской – выработали хода, которые используют непосредственно в жанре триллера. Как получилось – скоро узнаем. Но в основе сценария действительно лежит две женских судьбы, абсолютно разного возраста. С одной стороны Анастасия Пустовит, драма героини которой ориентирована на молодую целевую аудиторию, с другой – Ирма Витовская, ориентированная на поколение 35-40+. Вместе они переживают общую историю.

По теме: «Между нами»: в Киеве начались съемки психологического триллера

— Планируется фестивальная история фильма? И когда зритель сможет его увидеть в украинских кинотеатрах?

— Конечно, сначала отправим фильм на международные фестивали, потом – в украинский прокат. Фестивальная судьба картины обычно длится до года, потому в кинотеатрах фильм «Между нами» можно будет посмотреть в следующем году зимой.

Трейлер фильма «Между нами»

— Почему после выхода фильма в прокат нужно ждать еще полгода-год, чтобы официально его посмотреть онлайн?

— Все зависит от договоренности с дистрибьютором. Иногда фильм пытаются вывести в прокат в другой стране. Уже следующий этап – переговоры с украинским телеканалом и выход на VOD-платформы.

— 99% украинских фильмов не отбивают свои бюджеты в прокате. Каково это быть продюсером украинского кино?

— Иногда хочется уйти в монастырь (смеется). Но мне нравится то, чем я занимаюсь, нравится процесс, в котором мы постоянно живем. Первая и самая большая проблема окупаемости украинского кино – мало кинотеатров в стране. Уже вторая – то, что они не всегда с охотой берут в прокат отечественные фильмы, понимая, что на голливудском кино поднимут большую кассу.

— Как можно повлиять на ситуацию?

— Примеры успешных релизов уже были – «Сумасшедшая свадьба», собравшая, по-моему, 53 млн в прокате, тот же «Dzidzio Контрабас», который окупил себя и еще заработал. Но это фильмы определенных жанров. Глупо рассчитывать, что арт-хаус соберет хорошую кассу. Публика, которая ходит в кинотеатры, к ним не готова. За последние годы наша индустрия сделала много шагов вперед. В прошлом году почти каждую неделю выходил один украинский фильм в прокат. Это был действительно классный рывок. И этим мы уже приучаем людей к тому, что украинское кино есть и на него можно пойти.

— Как окупить хороший фильм?

— Нужна хорошая рекламная кампания, что довольно сложно в нашей стране. У нас нет возможности закладывать на PR-кампанию 50% от бюджета, как в Голливуде. Но мы выкручиваемся, привлекаем партнеров, рекламных спонсоров. На «Между нами», например, у нас был неплохой опыт с продакт-плейсментом.

— Кстати, о продакт-плейсменте. Что не так у нас с ним в стране? Почему к нему не пытаться подойти более тонко, что ли?

— Это зависит от маркетингового отдела брендов. Например, снимая в комплексе «Чикаго», мы нигде в принципе не светили конкретно вывеску «Чикаго» или что-то подобное. Но при работе с алкогольным спонсором столкнулись с некоторыми своего рода конфликтами: спонсор представлял себе все, как с «Rozetka» в «Сумасшедшей свадьбе»: рекламная вставка во время фильма. Мы нашли компромисс, понимая, что не можем светить бутылку алкоголя, потому что у нас не об этом кино. Думаю, что в других фильмах те же проблемы: «хотите, чтобы мы вам дали денег, пожалуйста, снимите это вот так».

— С какого момента фильм можно считать успешным? Это должен быть определенный процент отбитого бюджета или хорошая фестивальная история?

— Зависит от жанра. Нельзя сравнивать коммерческое кино, которое изначально нацелено на дистрибьюцию и кинотеатры, с фильмом, который рассчитан на фестивали. Есть, например, «Атлантида» Валентина Васяновича, от которого глупо ожидать большой кассы в прокате. Но я считаю ее успешным фильмом, лента уже победила на фестивалях класса «А».

По теме: «Соль для моря»: про булинг снимают игровой короткометражный фильм

— В Украине снимают много кино про Донбасс. Почему так? Кинопроизводители действительно хотят рассказывать о наболевших для страны темах или на это просто даются средства?

— Я думаю, и по одной, и по другой причине. Сейчас уже довольно много фильмов снято и, действительно, если еще раз кто-то обращается к этой теме, то она волнует лично автора, ему болит эта история. Тему надо фиксировать сегодня и сейчас, а не потом когда-нибудь. То есть это ситуативный момент все-таки.

О Крыме то же самое. Очень многие столкнулись с этой проблемой лично, в том числе я. Я из Крыма, из Евпатории. Меня эта тема волнует. В 2015 году я выводила в прокат фильм «Крым, как это было». То есть для меня это был определенный гештальт, я как бы внесла свою лепту в эту историю.

— С чем вы подавались на 14-й питчинг?

— Так получилось, что на этот питчинг у меня было довольно много разнообразных проектов. Во второй тур прошло несколько проектов. Прежде всего фильм «Поручение» Дарьи Онищенко, который будет создаваться в копродукции Швейцария – Германия – Украина. Также подавались с детским фильмом «Новый год отменяется!».

По теме: Компания Up Ua Studio снимает тизер рождественской истории «Новый год отменяется!»

— Насколько от финансирования Держкино зависит выход украинских фильмов? Есть реальные альтернативные источники?

— Чаще всего зависит от Держкино, но бывают копродукционные проекты, когда продюсеры в других странах точно также подаются в разные фонды или ищут частные инвестиции. Но частных инвестиций бывает не так много. Можно также обращаться к телеканалам, особенно, если речь идет о сериальном производстве.

— Закон о рибейтах работает или нет? Есть у него перспектива в Украине?

— Думаю, что перспектива есть, но поскольку он относительно недавно подписан, его еще нужно правильно реализовать. С этим еще никто толком не умеет работать, но, я думаю, вот-вот это все начнет жить.

— Это позитивная история для украинского производства или есть нюансы?

— Позитивная, потому что благодаря рибейтам в нашу страну потянется гораздо больше кинопроизводителей, и мы сможем работать, как film service. У людей в отрасли будет работа, появится опыт сотрудничества и вообще, возможность посмотреть, как работают другие страны, чему-то научиться. Наша компания уже заключила договора с Канадой по производству кино в Украине.

— Какие творческие планы у Up Ua Studio?

— Те проекты, которые не прошли 14 питчинг, будем подавать на следующие гранты. Возможно, Украинский культурный фонд что-то объявит. В любом случае, будем искать дополнительные источники финансирования. Проекты, которые мы выбираем, становятся для нас своего рода детьми.

По теме: «Homo Deus. Человек божественный»: Даниил Каменский сыграл в фильме о проблемах подростков

Один из основных проектов Up Ua Studio – фильм «Между нами» – уже, как я сказала, находится в стадии постпродакшн. Короткий метр «Соль для моря» также почти закончили. Еще один наш проект в коротком метре, который мы снимаем за свои деньги – «Homo Deus. Человек божественный» Юлии Деглиной. Работаем также над художественным сериалом «Разные», проектом про скорую помощь «Скорая на периферии», документальными фильмами про художников, олигархов.

— В каком направлении сегодня развивается украинский кинематограф, можете его как-то охарактеризовать?

— Украинский кинематограф все еще учится, прощупывает как это все правильно делать. У нас не такая большая кинотусовка, мы все находимся в одном котле: делимся опытом, смотрим на успехи и ошибки коллег. Но, думаю, что в последние годы он развивался правильно, у нас появлялись фильмы разного направления (и коммерческие, и фестивальные, и документальные, и короткометражные). В целом это и дает толчок для дальнейшего развития киноиндустрии. То есть было бы странно, если бы сейчас абсолютно все ринулись, например, только в коммерческое кино и мечтали бы только отразить кассу. Все равно бы это так не сработало. А так у нас есть определенные ниши, которые мы пробуем и понимаем, что вот это хорошо, а это, скорее, плохо, но вот как-то так.

Читайте также

Компания Up Ua Studio снимает тизер рождественской истории «Новый год отменяется»